
Новый герой авторской рубрики «Быстрого центра» — левый крайний СКИФа Чан Суан Вьет — об отце-вьетнамце, поездке в Ханой, утином яйце с зародышем и чемпионстве футбольного «Краснодара».
1. Ваш отец в 18 лет приехал из Вьетнама к нам на заработки. Сразу в Краснодаре осел?— В 2018-м папа умер. Лейкемия. Беды ничто не предвещало, на здоровье он никогда не жаловался. А узнал о диагнозе — и меньше чем за месяц сгорел. Даже химиотерапию не успели сделать. 51 год.
3. Звали его Чан Суан Тунг?
— Да. Чан — это фамилия. Тунг — имя. Суан — родовая приставка. Ну а у меня в паспорте написано так: фамилия — Чан, имя — Суан Вьет, отчество — прочерк.
4. Что мама рассказывала — могли вам русское имя дать?
— Они изначально договорились: сыну имя выбирает папа, а дочке — мама. В 1996-м родилась моя сестра. Назвали Аня. По паспорту — Темникова Анна Тунг.
Через четыре года на свет появился я. Отец сразу сказал: "У ребёнка будет моя фамилия. А имя — Суан Вьет". Мама пыталась переубедить, предлагала русские имена — мол, живём-то в России. Но тот был непреклонен.
5. В СКИФе вас до сих пор называют Сузуки?
— Нет. Это Олег Михайлович Кулешов, когда в Краснодаре работал, прозвище мне придумал. Но он давно покинул клуб, да и состав с того момента сильно изменился. О Сузуки сегодня уже никто не вспоминает, ха-ха. Лёша Крикунов зовёт меня Вьет, другие ребята — Чан. Да мне без разницы.

— Хитрый, наглый и трудолюбивый. Если поедете на родину моего отца, сами в этом убедитесь. С виду люди там добрые, улыбчивые, но всегда поступают так, как им нужно. Туристы должны постоянно держать ухо востро.
7. Трудолюбие — ваша черта?
— Отчасти. Если поставил цель — буду работать, тут вообще никаких вопросов. На гандбольной площадке меня не надо заставлять пахать на износ.
Вот за её пределами могу побездельничать. Например, в выходной лучше останусь дома, поваляюсь в кровати, посмотрю с женой сериальчик, чем пойду по городу гулять или ещё куда-то.
То же самое с отпуском. Кто-то не мыслит его без экскурсий, осмотра достопримечательностей и прочей движухи, а я предпочитаю просто на пляже позагорать.
8. С женой где познакомились?
— Сначала мы в разных школах учились, а в 14 лет нас перевели в спортивный класс. Даша тоже занималась гандболом, играла за "Кубань". Девичья фамилия — Бирюкова.
Первое время мы дружили, ближе к выпускному завязались отношения. Когда в 18 Даша решила со спортом закончить, я её поддержал. Мне кажется, одного спортсмена в семье вполне достаточно.
9. Чем сейчас занимается?
— Домохозяйка. Ну и помогает маме, у которой в Краснодаре свой продовольственный магазинчик. То за товаром нужно съездить, то ещё что-то сделать…

— Да, теперь она — Чан. С 28 декабря 2022 года. Я Даше честно сказал: "Буду счастлив, если возьмёшь мою фамилию. Но не настаиваю. Представляю, сколько мороки! И новый паспорт придётся оформлять, и права…" Сошлись на том, что останется Бирюковой.
Но когда пришли в загс подавать заявление, и её спросили: "Фамилию менять собираетесь?" — ответила: "Да!" Для меня это стало приятным сюрпризом.
11. Кухню вы какую предпочитаете — русскую или вьетнамскую?
— И ту и другую. Люблю и борщ, и фо бо. А на второе можно говядину со стручковой фасолью, а можно и плов с курицей. Я неприхотливый.
Вот папа до последних дней ел исключительно вьетнамские блюда. Научил маму готовить, а она — Дашу. Сварить фо бо для них не проблема. Все ингредиенты можно спокойно купить в Краснодаре.
12. Вы во Вьетнаме бывали?
— Один раз, в 14 лет. Полетели с родителями и сестрой. Дананг — шикарный курорт, все были в восторге. Чистенько, вкусно, изумительные морепродукты — креветки, лобстеры, крабы… Ханой тоже понравился.
Когда же отправились в родную деревню отца, я понял, что жить там не смог бы. Условия, мягко говоря, скромные.
Не знаю, как сейчас, а тогда даже электричество было не в каждом доме. Плюс адская жара и сумасшедшая влажность. Вентиляторов нет. О кондиционере и говорить нечего… Мы провели там четыре дня, и это было очень тяжело.

— У двоюродного брата. Папа — сирота, его воспитывала бабушка. Мама умерла, когда ему было два или три года. А отец на войне погиб.
14. Что в тех краях вас особенно удивило?
— В Ханое много уличных кафешек, где с утра подают фо бо. Вкус обалденный! По сравнению с тем, что ел в России — небо и земля. У нас в этот суп кладут всё то же самое, но до вьетнамского ни один не дотягивает. Почему — загадка!
15. Самая лютая гадость, которую пробовали?
— Балут. Это утиное яйцо, в котором уже сформировался зародыш. В азиатских странах, включая Вьетнам, считается деликатесом.
Папа как-то привёз, сварил, очистил от скорлупы. Я отломил ма-а-аленький кусочек, с трудом проглотил и понял, что продолжения точно не будет. Мама с сестрой тоже не осилили. Зато отец все четыре яйца съел с удовольствием.
16. Ваши земляки Савелий Шалабанов и Илья Белевцов говорили мне, что ни разу не были на матче футбольного "Краснодара". Это и ваш случай?
— Нет-нет, я футбол люблю. Правда, последний раз сидел на трибуне года три назад, ещё до введения Fan ID.
Я бы давно оформил его и купил сезонный абонемент на игры "Краснодара", если бы была возможность регулярно выбираться на стадион. К сожалению, наш график не совпадает. Так что в основном довольствуюсь телетрансляциями.

— В последнем туре. Когда в матче с "Динамо" Кривцов забил на 82-й минуте. На табло загорелось 2:0, и я выдохнул. Понял, что ребята победу уже не упустят.
Здорово, что огромный вклад в чемпионство внесли воспитанники академии "Краснодара" — Сперцян, Агкацев, Черников. Это не "Зенит", где одни латиноамериканцы на виду…
18. Среди футболистов у вас приятели есть?
— Нет. Ни разу не пересекались. Вот Ваня Осадчий общается с Сашей Черниковым. Оба из станицы Выселки. Их отцы тоже хорошо знакомы.
19. У Шалабанова любимый сериал — "Мажор". А у вас какой?
— "Власть в ночном городе" и "Жизнь по вызову". Мне нравятся детективы. Из наших ещё отмечу "Фишера" и того же "Мажора". А из зарубежных — "Бумажный дом", "Викинги", "Люпен" и "Ход королевы".
20. Знаменитый теннисист Евгений Кафельников сообщил мне когда-то: "Не переношу блондинок и коньяк". Что не любите вы?
— Враньё. А из еды — конфеты со вкусом лакрицы. Однажды в Норвегии купил, попробовал… Ужас! Напоминает лекарство. Но в Скандинавии, как ни странно, очень популярная штука.
