Тренер по физподготовке СКИФа в команде уже третий год, однако, зачастую остаётся в тени. Между тем, Ольга Дмитриевна ещё недавно была заметным игроком российской Суперлиги, а сейчас выполняет важнейшую работу в нашем клубе.
— Ольга Дмитриевна, Вы были весьма заметным игроком майкопского «АГУ-Адыиф», разыгрывающим и капитаном команды. Но интервью с Вами в сети нет. Почему?
— В то время, когда я играла за АГУ, соцсети клуба велись не так активно. Информации о команде в интернете было мало, а интервью стали активно брать, когда я уже завершала игровую карьеру — в тот момент у нас как раз поменялся пресс-атташе. Что касается СМИ, то в местных газетах публиковали информацию о наших играх — гандболу в республике уделяется много внимания. Но личных бесед со мной не было.
— Откуда Вы родом?
— Я родилась в Майкопе. Сначала начала заниматься волейболом, а в гандбол перешла довольно поздно — после 6-го класса. Затянула подружка, предложила попробовать. В 7 классе я совмещала два этих вида спорта, а затем сосредоточилась на ручном мяче, потому что могла участвовать в соревнованиях в других городах: выезжали в Белореченск, в Лабинск, в Краснодар, в другие города. Если говорить о моих корнях, то моя мама родом из Батуми, приехала в столицу Адыгеи учиться, познакомилась тут с отцом, который родом из Майкопа.
— Почему вообще спорт стал вашим главным занятием в жизни?
— Я всегда была очень активной и подвижной. Участвовала во всех школьных соревнованиях. Было понятно, что мне это нравится и что нужно продолжать развиваться в этом направлении.
— Расскажите поподробнее о периоде карьеры в «АГУ-Адыиф».
— Моим первым тренером в этом клубе стал Александр Ревва. У нас была команда 86-го года, которая, как это часто бывает, к 8-9 классу начала распадаться. Нас объединили с командой 84-го года, на основе которой базировался дубль. Мы сразу попали к старшим, затем постепенно стали тренироваться с основой. Там мне посчастливилось поработать с Султаном Джанчатовым — он дал мне первый профессиональный контракт, отмечал мою скорость, мотивировал продолжать развиваться. У нас тогда был довольно звёздный состав: Галина Мельникова, Анна Кареева, Анна Игнатченко, Элла Ищенко, с которыми АГУ добрался до «бронзы» чемпионата.
Всего за основу АГУ-Адыиф я провела 13 сезонов. Изначально играла на левом краю, в какой-то момент пришел новый тренер, Владимир Черкашин, при нём меня голосованием выбрали капитаном команды.
— Каким Вы были игроком? Агрессивным? Спокойным? Насколько коммуникабельным?
— В защите – агрессивным игроком, играла на всех позициях и справлялась довольно успешно, особенно на позиции переднего защитника. Считаю, что хороший защитник обязан быть агрессивным и мобильным.
В нападении была более индивидуальным игроком. Ели у кого-то что-то не получалось – могла объяснить, но зачастую было проще самой взять и сделать всё самой, забросить мяч. Наверное, во многом за счёт этого уже под конец карьеры я и попала на лидирующие роли в команде. Лучшее время в «АГУ-Адыиф» для меня – последний сезон 2017/2018. Тогда я стала лучшим бомбардиром во всей Суперлиге. Затем у нас в команде сменился тренер, и я поехала играть в Казахстан.
— Действующий лучший снайпер Суперлиги уезжает в не самую гандбольную страну. Не самый обычный карьерный поворот…
— В России были предложения. Звонили из столичного «Луча», «Ставрополья», «Уфы-Алисы», но на тот момент у меня уже была семья и ребёнок. Если бы мне кто-то предложил такие условия, ради которых имело бы смысл уехать — я бы это сделала. А в Казахстане был щадящий график: приезжала на неделю, мы играли тур, и затем я возвращалась обратно в Майкоп. Ездила на игры нечасто.
Конечно, заканчивать было непросто. Гандбол я люблю, до сих пор кажется, что если меня выпустят на площадку — буду смотреться неплохо. Но головой понимаю, что заканчивать надо вовремя.
— Затем вы основательно погрузились в фитнесс…
— Им начала заниматься, ещё будучи действующей гандболисткой. Стала потихоньку вести групповые программы, проводила фитнесс-тренировки для основы «АГУ-Адыиф», ещё сама будучи игроком этой команды. Довольно быстро поняла — это моё: после профессиональной карьеры появилась возможность остаться в спорте, я там себя прекрасно чувствовала, захотелось окунуться в этот мир. Появилась возможность ездить на обучения и развиваться, как в физподготовке, так и в фитнесе. Параллельно преподавала в майкопском колледже. Занималась со студентами и здесь же начала работать с футболистами.
— Как вы оказались в СКИФе? Чем привлёк этот проект?
— Впервые на сборы СКИФа в Абрау-Дюрсо меня пригласили зимой 2022-го года. Было очень интересно поработать с мужской командой. Провела сборы, вернулась в Майкоп, а затем уже в мае поступил звонок от Степана Александровича (Сидорчука – прим.). Мы встретились, побеседовали, мне предложили должность тренера по физподготовке. Немного подумав, согласилась, потому что поняла, что это шаг вперёд. К тому же, я вновь смогла вернуться в родной гандбол. За, что ему очень благодарна. В команде я уже третий сезон.
— В мужском гандболе гораздо интереснее. В женских командах, конечно, больше подводных камней и течений, какого-то движения за спиной. У ребят, если кому-то что-то не нравится — они говорят в лицо. Ко мне в СКИФе как к девушке относятся уважительно, слушают. Мне комфортно.
— Нынешняя работа именно тренером – первая в Вашей карьере, то есть, педагогическую функцию вы теперь тоже выполняете. Как Вы выстраиваете коммуникацию с игроками? Насколько здесь важна субординация? Получается ли её соблюдать?
— Думаю, что с субординацией всё в порядке. Такого, чтобы кто-то перешёл со мной на «ты» – нет. Конечно, я ребят очень люблю, воспринимаю их как детей в каком-то смысле. Даже когда я на них злюсь, то совсем недолго. Серьёзных конфликтов у нас не было.
— Говорят, что вы довольно требовательный специалист с глубоким погружением в своё дело. Эта погружённость и глубина были всегда или появились со временем?
— Всё немножко меняется. Я всегда стараюсь прогрессировать, развиваться, читать, ездить на обучения. Смотрю по ощущениям, по ребятам, по играм и в зависимости от происходящего меняю тренировочный процесс. Разминка, нагрузка – всё выстраиваем и адаптируем под реальность.
Например, поначалу я немного внимания уделяла когнитивным функциям, играм на внимание, на реакцию. Сейчас этот процесс расширился, стал более разнообразным. Кроме того, раньше у меня было всего 3-4 варианта разминки, сейчас – гораздо больше. Уделяю этому внимание, потому что понимаю, что ребятам скучно заниматься одним и тем же.
— Иногда вы по-прежнему играете за ветеранов «АГУ-Адыиф». Получается, до конца «убить» в себе игрока так и не вышло?
— Тянет на площадку. Я много забрасывала, меня было не остановить! Но если серьёзно, всё же считаю, что закончила вовремя. Так или иначе, с возрастом уровень игроков идёт по нисходящей, а я закончила на пике формы. Поэтому лучше уходить так, чем когда ты сидишь на скамейке, а в графе «Заброшено» в лучшем случае один мяч за игру.