Интервью многолетнего голоса трансляций СКИФа, который комментирует гандбол уже 20 лет!
Многолетний голос СКИФа в трансляциях с прессой иногда общается. Но обстоятельно именно о нашем клубе с Вячеславом Тимофеевичем ещё не беседовали. Мы восполнили этот пробел. Тем более, и поводов хватает. Во-первых, в прошедшем году Иванов отметил 20-летний юбилей работы у «гандбольного микрофона». Ну а во-вторых, мы уверены: новогодние праздники – лучшее время для тёплых диалогов!
— Вячеслав Тимофеевич, не будем вас спрашивать о вашей карьере и о том, как вы оказались в комментаторской кабине. На эти вопросы вы подробно ответили в другом интервью. Спросим иначе: чем хороша работа комментатора?
— Это живое взаимодействие с теми, кто находится и на спортивной площадке, и за её пределами – говорю о зрителях. Необходимо учитывать всех, кто следит за репортажем. И тех, кто следит за игрой в прямом эфире, и тех, кто будет пересматривать запись — самих спортсменов, их родителей. Здесь важно быть начеку: порой одна и та же фраза может по-разному трактоваться разными слоями зрителей.
— Есть ли у вас любимые комментаторы? Может быть, с кого-то берёте пример?
— Конечно, я слушаю своих коллег, но пользуюсь их приёмами редко. Во время живого репортажа это делать довольно сложно. В пылу работы отталкиваюсь, прежде всего, от себя. Возможно, это не всегда верно, возможно, имеет смысл лучшее брать от коллег. Я, к слову, лично знаком с нашими ведущими комментаторами – прежде всего, футбольными. Но всё же, повторюсь, скорее никого не копирую.
Если говорить о комментаторском стиле, который мне близок, то, возможно, я вас удивлю, но в этом плане всегда ориентировался на немецкую Бундеслигу. В Германии – а именно в западном Берлине – я окончил международный университет журналистики. Судьба сталкивала меня и с журналом Kicker, и с комментаторами, которые умело сочетают эмоциональную подачу со знанием предмета, со знанием того, что вообще происходит на футбольном поле и рядом с ним. Скорее, нотки этой тональности и заимствовал иной раз.
— Что отличает хорошего комментатора от плохого? Что является критерием оценки в данном случае?
— Если комментатор до матча, на котором работает, не узнал, где в фамилиях правильно ставятся ударения, если он не понимает в принципе, что стоит за тем или иным игроком или командой, чего она или они добились – понятное дело, к таким коллегам есть вопросы.
Когда ты комментируешь с человеком, экспертом, глубоко знающим предмет в тех деталях, в которые, например, можешь быть не посвящён – важно в таких случаях умело поддерживать разговор, создавать интересный тандем. Это и моя задача как комментатора.
— Как вы готовитесь к репортажу? Это в большей степени экспромт или работа с информацией перед игрой?
— Если говорить о моей работе на матчах СКИФа – то здесь, безусловно, богатое поле для деятельности любого комментатора, где бы ни играла команда, дома или на выезде. Не буду оригинальным: перед матчами я изучаю турнирную таблицу, как сыграл наш соперник до этого тура, отмечаю ведущих гандболистов, тех, кто находится в поле зрения тренеров сборной, молодых перспективных игроков, а также опытных, которые определяют рисунок игры коллектива.
Стараюсь избегать субъективного подхода. У меня есть симпатии к ряду игроков, за которыми я слежу ещё с тех времен, когда они были молодыми мальчишками. Помню времена, когда наши цвета защищали Александр Панов, Валерий Гассий, Владимир Максимов, Андрей Лавров, и мне есть, от чего отталкиваться в понимании, что такое наш кубанский гандбол. Из нового поколения с глубокой симпатией отношусь к Савелию Шалабанову, Тимофею Масленникову, Руслану Дашко, к нашим воспитанникам, которые появляются. Я очень верю в наших юных гандболистов – Степан Сидорчук умеет и знает, как с ними работать. Артём Жук, Никита Кашников, Иван Осадчий, Денис Головня – при серьёзном отношении к себе это те ребята, которые войдут в состав сборной.
— Сколько лет вы уже работаете комментатором?
— В этом году – 20 лет, как я стал гандбольным комментатором. Это был 2004 год, СКИФ с кем-то играл и выиграл – имя соперника сейчас уже не назову. Прокомментировать матч мне предложил Александр Тарасиков – с ним же впервые и оказался в у микрофона. Сразу прочувствовал: каково это — работать с таким специалистом. Та игра, к слову, прошла в на тот момент недавно открывшемся дворце спорта «Олимп».
— Вы комментируете матчи и СКИФа, и «Кубани». В чём, на ваш профессиональный взгляд, отличие мужского гандбола от женского? Игры мужчин и женщин вы комментируете в одинаковом стиле? Или всё же по-разному?
— Наверное, этот вопрос стоит задать зрителям. Но могу сказать, что с глубокой симпатией отношусь и к СКИФу, и к «Кубани», но по-разному. Я это очень ощущаю. Гандбол мне нравится тем, что здесь – настоящие бойцы. Прежде всего, это касается женщин: никто из них не будет лежать на площадке и ждать помощи, как это происходит в футболе. Эту аналогию я часто провожу в своих репортажах.
— Многие болельщики и на Кубани, и за её пределами отмечают ваш особенный авторский стиль. Вашу присказку «Ой-ё-ё» не раз цитировали в наших соцсетях. Как рождаются подобные фразы? И как вы к ним относитесь: считаете это своей «фишкой» или, скорее, непрофессионализмом?
— Поскольку я уже ни один год комментирую гандбольные матчи – наверное, это говорит о том, что той аудитории, которую это устраивает – её всё-таки больше. Лично я отрицательно отношусь к тому, что у меня проскакивают такие моменты. Иногда я прослушиваю свои репортажи и, конечно, подмечаю такие вещи. Но как и многие спортсмены, я бываю слишком эмоционален во время матчей. С одной стороны, я согласен с теми, кто делает замечания по этому поводу, но раз получается так, что это до сих пор живёт и во мне, и в нашем гандболе – наверное, это уже где-то и авторский стиль.
— Недавно в футбольных кругах с подачи наставника сборной России Валерия Карпина разгорелась дискуссия по поводу того, какую роль должен занимать комментатор в репортаже. Одни считают, что просто комментировать. Другие – что может и должен анализировать, высказывать свою точку зрения на происходящее. Какого мнения придерживаетесь вы?
— Я лично знаком с Карпиным, хорошо к нему отношусь и уважаю его точку зрения, но тут всё зависит от компетентности самого комментатора. Понятное дело, что работа журналистов вызывает массу споров, как, к слову, и решения арбитров. Я считаю, что оценку действиям футболистов давать надо. То, что происходит на поле, зрители итак видят. Трактовка поступка, эмоциональная окраска должна непременно присутствовать. Вспомним мэтров: Владимира Маслаченко, Николая Озерова – они всегда высказывали своё мнение по тому или иному поводу, чего бы это ни касалось. Я солидарен с теми, кто допускает юмор в своей работе. Словом, готов с Валерием Георгиевичем слегка поспорить.
— Требование от платформы «Гандбол ТВ», которая в последние годы показывает весь российский гандбол – комментировать беспристрастно. Согласны ли вы с таким подходом? И получается ли у вас это?
— Беспристрастно комментировать, скажу честно, у меня получается не очень хорошо. Проскакивает, что я с симпатией отношусь к своей команде. В то же время я согласен с теми, кто требует от комментатора объективной оценки происходящего на площадке. Но тут есть лазейка: если рядом со мной находится наш заслуженный тренер Юрий Зайцев или кто-то ещё и не скрывает своих симпатий к своей команде – думаю, такое допустимо. Но в целом, повторюсь, я – за беспристрастность.
— В этом сезоне уже несколько раз вместе с вами у микрофона работал знаменитый гандбольный тренер Юрий Григорьевич Зайцев. Что он привносит в репортаж? Договариваетесь ли вы с ним о чём-либо перед эфирами?
Меня иногда самого поражают детали, которые замечает Зайцев. «Остался на пятках», ещё какие-то фразы – это тот жаргон, специфика которого делает эфир ещё более интересным и красочным, добавляет какие-то новые интонации.
— За время работы появились ли у вас в СКИФе какие-то любимые игроки за последнее время? Болеете за кого-то персонально?
— Савелий Шалабанов, оба вратаря – Вадим Кондратенко и Алексей Крикунов. С глубокой симпатией отношусь к Тимофею Масленникову. Среди молодёжи – очень нравится, как доводит до конца атаки Иван Осадчий. В то же время, нельзя не говорить о других игроках СКИФа. Я вижу в них потенциал, вижу, что они пока играют не на полную катушку.
Из тех, кто уже не в СКИФе – удивило, как гандболисты, которые в Краснодаре были не на первых ролях – «выстрелили» в чемпионском ЦСКА. Говорю о Серёже Иванове, об Илье Белевцове. Жаль, что ушёл из команды Денис Афонин. За этими ребятами слежу.
— На что в этом сезоне может претендовать СКИФ?
— Думаю, что он должен бороться за призовую тройку. По крайней мере, в пятёрке быть обязан. Так думаю не только я, но и Юрий Зайцев, другие тренеры, да и, уверен, многие болельщики.